Мастер-класс ИТ-эксперта

Куда ведет корпоративный портал?

"Идея портального ПО возникла не сегодня. ... Понятие "портал" остается одним из самых туманных и неоднозначных."

Рассеять туман неоднозначности в понимании - что такое корпоративный портал, зачем он нужен, что дает компании  - так мы видим одну из задач мастер-класса "Куда ведет корпоративный портал?" Кроме того, как показывает опыт для успешного внедрения портала очень важно понимать - как организовать проект по внедрению. Мы надеемся, что практический опыт компании TopS BI и ответы наших экспертов помогут вам в решении круга задач, связанных с внедрением корпоративного портала на вашем предприятии.

Статьи, комментарии, пресс-релизы, а также и описания услуг компании TopS BI по внедрению корпоративных порталов - см. ссылки в правой колонке.

Вопросы-ответы

15. Какие проблемы могут возникать при внедрении портала?

Главная проблема обычно в том, что портал зарождается в ИТ-службе и там же вскорости умирает, если не находит в компании функционального заказчика. Тема «на слуху», и многие ИТ-службы, понимая возможности портальных технологий для решения целого ряда задач, инициируют проекты создания порталов, но, не будучи востребованным функциональным заказчиком, проект ограничивается разворачиванием базовой функциональности портального решения, а дальше не развивается.

При развитии портала могут возникать проблемы уже другого рода. Так, в крупных компаниях, с развитой сетью филиалов, нередко в региональных подразделениях существуют собственные порталы, и возникают проблемы их интеграции с центральным корпоративным порталом, репликации соответствующих данных. Вообще, порталы в крупных организациях – это на самом деле распределенные системы, и в каждом регионе делается своя инсталляция портала, а в некоторых организациях центральный и региональные порталы вообще строятся на разных платформах. И это делается осознанно, с целью оптимизации затрат. Филиал часто имеет локальные сервисы и информационные ресурсы, которые нужны в работе только данному филиалу. Конечно, при этом необходимо, чтобы локальный портал был интегрируемым - самостоятельная разработка здесь не подойдет. Со своей стороны, вендоры идут на некоторую стандартизацию и унификацию своих продуктов, чтобы их платформы интегрировались с другими, как раз вот для решения этих проблем. Вместе с тем, иногда для компании стратегически важно внедрять единую технологию, поскольку это упрощает репликацию данных, интеграцию решений.

Бывают проблемы, связанные с желанием заказчика сразу интегрировать портал со всеми системами. В результате все это превращается в мегапроект, и риски внедрения существенно увеличиваются. На наш взгляд, самый эффективный путь создания портала - эволюционный. Целесообразно выполнять проект небольшими этапами. Сначала «пилот» запустить, чтобы вся компания узнала о существовании такого инструмента и почувствовала его возможности (иногда достаточно для начала нескольких новостных лент, телефонного справочника и какой-нибудь фотогалереи). А дальше постепенно подключать новые сервисы. Обычно, когда портал становится настоящим рабочим инструментом в компании, от пользователей ежедневно поступают новые задачи и требования – в этом, собственно, и проявляется востребованность корпоративного портала. Даже сроки реализации таких проектов сложно сформулировать – иногда базовая функциональность устанавливается за месяц (если используется платформа Microsoft), а затем поэтапно, годами эта функциональность развивается. При использовании более сложных платформ первая фаза длится от 3 до 6 месяцев.

Кстати, функциональный заказчик начинает отслеживать эффективность портала именно на этапах его развития, когда достигается понимание возможностей этих технологий.

14. Как организуется поддержка портала? Кто ее осуществляет?

Как правило, поддержку осуществляет ИТ-служба заказчика, в которую исполнитель проекта передает всю документацию, исходные коды дополнительных разработок и пр. По отзывам самих заказчиков, это не требует больших затрат. Администрирование, заведение пользователей, создание новых информационных разделов и сервисов в рамках существующих возможностей – все это заказчики делают сами. Но ИТ-службы, обеспечивающие поддержку портала, редко выполняют своими силами программирование дополнительных функций при развитии портала. Программирование выполняет исполнитель, с которым в этих целях заключается договор на сопровождение системы.

13. Есть ли у портала функциональность, направленная на организацию взаимодействия с «внешним миром»?

Интерес к этой теме растет, у нас все больше стало появляться запросов от заказчиков по поводу возможностей создания B2C и B2B-порталов, но пока крупных реализаций таких проектов на базе портальных платформ нет. Торговые площадки – это несколько другой аспект, это скорее заказная система. Она может работать и на платформе портала, но решает другие задачи. Сейчас мы обсуждаем несколько проектов именно на портал, который помимо общей публичной части, соответствующей функциям Web-сайта, содержал бы различные сервисы самообслуживания, как для B2B, так и для B2C, то есть возможность сделать заказ, получить какие-то выписки по счету, возможность произвести расчеты, оплату и др.

12. С технологической точки зрения, что компании нужно купить для внедрения и последующей работы портала? Какова минимальная цена проекта?

Должен быть сервер, на котором будет развернута портальная платформа (количество серверов зависит от нагрузки, могут потребоваться отдельные серверы под базу данных), операционная система, программное обеспечение портальной платформы, СУБД (оплата СУБД зависит от лицензионной политики вендора, например, СУБД Oracle не оплачивается, если она используется для поддержки работы портала на платформе Oracle Portal). Должны быть также оплачены услуги по внедрению, по реализации дополнительных разработок (при их необходимости).

11. Вы делаете консолидацию всех данных, интеграцию приложений на портале. С одной стороны, это неплохо, с другой стороны, это порождает единую точку отказа. Кроме того, системы однократной регистрации (Single Sign-On) с точки зрения информационной безопасности - это дополнительная головная боль, поскольку возникает единая точка компрометации: имея один пароль, вы получаете доступ к куче систем. А еще есть проблемы безопасности удаленного доступа, связи корпоративной сети с сетью Интернет и т.д. В результате защита корпоративной информации ослабляется. Какие контрмеры при этом предпринимаются?

Действительно, есть два мнения: одних угнетает многократная аутентификация, и они считают Single Sign-On решением целого ряда проблем, другие – в целях безопасности отказываются от однократной регистрации. Мы в проектах не настаиваем на Single Sign-On. Есть такая возможность, но ее реализация зависит от политики безопасности заказчика.
Портальные технологии, со своей стороны, содержат средства авторизации и аутентификации, позволяют указывать допустимый уровень доступа к системам для разных пользователей и т.д. Но портал – внутрисетевой ресурс, и он должен лечь на существующую в компании структуру сетевой безопасности. Поэтому обычно решение вопросов информационной безопасности корпоративной ИТ-системы в целом, в том числе в связи с внедрением портала, заказчики оставляют у себя. Хотя, конечно, в нашей компании есть компетенция и работает отдел информационной безопасности, который может предоставить такого рода услуги. Но это отдельный проект.

Следующая страница

Информационные партнеры мастер-класса
"Куда ведет корпоративный портал?"



Вопросы-ответы. Продолжение 1.

Вопросы-ответы. Продолжение 2.