Компания TopS BI совместно с корпорацией Microsoft провели семинар «Microsoft SharePoint 2013. Социальный интранет». Менее чем через неделю после официального выхода SharePoint 2013 в России эксперты рассказали о возможностях новой платформы и о роли корпоративной социальной сети в современной компании.

Социальный интранет

Социализация - одна из ключевых тенденций, которые определяют сегодня развитие современного ИТ-рынка. Новая платформа Microsoft SharePoint 2013 не стала исключением, в ней тесно переплетены идея единого рабочего пространства, интерактивности и социальных сетей.

По словам Дмитрия Великодного, специалиста по технологиям корпорации Microsoft, «Социальные сети могут помочь нам трансформировать способы и подходы к совместной работе на предприятии. Могут позволить организациям стать более гибкими, повысить производительность командной работы и глубже вовлечь сотрудников в процесс. В платформе SharePoint 2013 технология фокусируется в первую очередь на человеке, на обеспечении сотрудника связями и информацией, необходимыми для успешной работы».

Корпоративная социальная сеть - очередной этап развития интранета. Она позволяет вовлечь сотрудника в процессы компании за счет наполнения его рабочего пространства полезной информацией и создать ресурсную среду, где просто получить ответ на любой вопрос. Сотрудники, в свою очередь, получают возможность высказать собственное мнение и быть услышанными. Благодаря корпоративной социальной сети всегда можно узнать мнение коллег: быстро, с глобальным охватом.

Как отметил Максим Кислицкий, директор департамента Microsoft компании TopS BI, сейчас в мире специалистами активно обсуждаются два ключевых тренда, определяющих развитие интранет-порталов. Первый - Digital Workplace (Единое рабочее место, ЕРМ) представляет собой интегрированную экосистему корпоративных ИТ-систем, сервисов и средств, которая позволяет людям выполнять свою ежедневую работу, сотрудничать, общаться, создавать и развивать продукты и услуги, взаимодействовать с клиентами. Интранет в традиционном понимании может быть, как единой точкой входа в Digital Workplace, так и почти полностью предоставлять весь его функционал.

Второй тренд – идея Enterprise 2.0. Он предполагает привнесение средств Internet 2.0 в работу крупных компаний: социальные сети с профилями и лентами активности, генерация знаний и идей в компании через социальные ресурсы, а также мотивацию сотрудников через интегрированные в интранет модули, геймификацию рабочего процесса (подробнее о Digital Workplace и Enterprise 2.0 читайте в статье «Интранет-порталы: от идей – к успехам»).

Таким образом, традиционные интранет-решения предлагают отличные возможности для публикации контента и предоставления доступа к структурированной информации, в то время как социальные механизмы оживляют корпоративный ресурс свежими обсуждениями и активными сообществами, новыми бизнес-идеями, продуктивными брейн-штормами и работой команды на результат.

SharePoint 2013 как платформа для инноваций

Официальный релиз Microsoft SharePoint 2013 в России состоялся в начале декабре. Но участникам семинара была предоставлена уникальная возможность в числе первых узнать о всех нововведениях из первых уст – вендора и компании-партнера TopS BI, принимавшей участие в закрытой программе раннего бета-тестирования новой платформы с начала 2012 года. На текущий момент эксперты TopS BI не только успели провести миграцию своих портальных решений на новую платформу, но и получили опыт настройки и доработки социальных возможностей SharePoint 2013, приступив к реализации пилотного проекта создания корпоративной социальной сети для крупной российской компании.

С момента выхода предыдущей версии SharePoint 2010 в начале 2010 года прошло практически 3 года, а это довольно большой промежуток времени по современным меркам ИТ. Поэтому для того, чтобы соответствовать современным требованиям к системам своего класса, SharePoint пришлось довольно сильно измениться.

Что изменилось с точки зрения пользователя?

По словам Дмитрия Великодного, «прежде всего изменения коснулись пользовательского интерфейса, они были направлены на упрощение работы с продуктом. Также на новом уровне были реализованы возможности поиска информации, поддержка работы с мобильными устройствами. И, несомненно, одним из важнейших нововведений стала возможность построения на базе SharePoint 2013 корпоративной социальной сети».

Microsoft кардинально изменила стилистику приложения, добавив элементы нового стиля Windows 8, один из ключевых атрибутов которого – отображение различной информации в виде набора интерактивных плиток-иконок, содержащих в себе дополнительную динамически обновляющуюся информацию. В новом SharePoint в таком стиле можно представить многие элементы: содержимое сайта, списка и т.д.

Таким образом, SharePoint Server 2013, как часть нового Office 2013, стал еще больше похож на другие продукты из этого набора – Microsoft Word, Excel и другие.

Функционал SharePoint, как CMS-системы, был значительно улучшен по сравнению с 2010 версией. Одна из анонсируемых возможностей – простота копирования материала в текcтовый редактор SharePoint непосредственно из Word. При этом содержимое конвертируется в семантически правильный HTML, а также к нему применяются стили, определенные на портале. Это позволяет упростить дальнейшее редактирование материалов на портале в формате HTML и делает возможным сохранение единой стилистики материалов на портале даже при работе не очень опытных контент-менеджеров.

В SharePoint появился новый сервис, управляющий выдачей изображений в различном размере. Таким образом, загрузив исходный материал на сервер, его теперь можно кадрировать, а также указать набор изображений меньшего размера, которые можно использовать для отображения фотографии не в полном размере (актуально для создания мобильных версий портала).

В 2013 версии возможность создавать порталы с поддержкой нескольких языков встроена в саму платформу. Существенно облегчила жизнь и возможность автоматизации бизнес-процесса ручного перевода материалов, а также возможность использования для этих целей автоматического сервиса.

Как отметил Максим Кислицкий, одно из ключевых изменений в области поиска состоит в том, что Microsoft завершил интеграцию продуктов FAST в свою линейку SharePoint, в результате чего новая платформа получила ряд функций, доступных ранее только в отдельном продукте. Одна из них – предварительный просмотр найденных документов, которая позволяет быстро найти и просмотреть большое количество документов, не загружая их полностью на компьютер и не уходя со страницы поиска, что существенно экономит время. Второе важное нововведение –возможность автоматической группировки результата по определенным ключевым словам или типу найденных документов. Например, в результатах поиска можно легко сгруппировать презентации, документы или другие типы материалов, помеченные ранее определенным словом.

Microsoft серьезно поработал над самим ядром службы поиска, существенно улучшив релевантность получаемых поисковых результатов. Для этого была введена новая модель оценки релевантности, доработаны методики анализа востребованности того или иного материала на портале, модифицированы правила обхода (например, добавлена возможность непрерывной индексации материалов при внесении тех или иных изменений).

Что изменилось с точки зрения системного администратора?

В архитектуре SharePoint 2013 произошли существенные изменения.  Намного увеличилось количество вспомогательных служб и сервисных баз данных, используемых ими.

Например, служба поиска состоит теперь из нескольких компонент: индекса с возможностью разбиения его на несколько реплик, компонент обработки поисковых запросов, обходчика, сайта администрирования поиска, компонента обработки контента и компонента аналитики. При этом важно отметить, что все эти компоненты могут быть размещены на отдельных серверах и иметь несколько экземпляров для обеспечения необходимой производительности.

Если говорить про поиск, то стоит также отметить появление новых отчетов по работоспособности и статистике использования поиска, что существенно облегчит его администрирование Аналогичные изменения произошли и с Workflow – теперь это отдельный сервис, а не часть Front-end сервера. Очевидно, что это долгожданное изменение в архитектуре должно положительным образом отразиться на производительности исполняемых на платформе SharePoint бизнес-процессов.

Важно также отметить переход к механизму Claims-авторизации, который позволяет проще интегрировать внешние приложения в SharePoint. Благодаря комбинации этого механизма со службой распределенного кэша стало также возможным перенаправление запроса пользователя ну другой Front-End сервер в ферме серверов SharePoint без повторной его авторизации.

Какие же преимущества получат компании от перехода на новую версию SharePoint?

Если говорить про ТОП-менеджмент, то одним из ключевых преимуществ может стать подключение руководства к единому информационному пространству компании, которое стало возможным благодаря существенно упростившимся пользовательским интерфейсам, особенно области публикации файлов и предоставления совместного доступа к ним, а также простым в использовании возможностям по работе с файлами в offline режиме. Также этой категории пользователей могут быть крайне интересны новые функции по бизнес-аналитике и визуализации данных, дополненные возможностью мобильного доступа к порталу с различных устройств.

Если говорить про HR-службу и внутренние коммуникации, то здесь основным фактором интереса могут быть социальные возможности нового SharePoint, позволяющие решать многие задачи в области формирования необходимой корпоративной культуры и налаживания правильных внутрикорпоративных коммуникаций.

Для ИТ-специалистов интерес может представлять новая архитектура, поддерживающая различные сценарии, в том числе работы в облаке. При этом платформа предоставляет гибкие возможности по масштабированию и при развертывании On-Premise. Важно отметить, что новый SharePoint, несмотря на несколько возросшие требования к памяти на сервере, в целом выигрывает в производительности по сравнению с предыдущей версией за счет переработки UI, более активному использованию кэша и оптимизации работы с каналами связи и БД за счет использования таких технологий, как управление выдачей изображений и Shredded Storage.

Среди других тем, которые были представлены на семинаре, - новая версия Workflow Foundation 4.0, особенности разработки на новой платформе, особенности и сложности миграции на SharePoint 2013, изменения в модели лицензирования и требования к ПО и оборудованию. Подробнее о технологических особенностях SharePoint 2013 читайте в ближайших выпусках TopS Info.