Разработка ИТ-стратегии и планов развития информационных систем предприятий

Компания TopS BI предлагает комплекс услуг по разработке ИТ-стратегии и концепции развития информационных систем предприятия, а также формирования целевой корпоративной архитектуры.

Корпоративная архитектура характеризует состояние информационных систем компании (текущее или целевое), а ИТ-стратегия (стратегический план развития ИТ) – определяет направление для изменения этих состояний и правила перехода к целевой архитектуре предприятия.

Формирование корпоративной архитектуры (формальное описание основных компонент и взаимосвязей между ними) производится для текущего и/или целевого состояний и является ключевым инструментом планирования развития ИТ предприятия. По оценкам компании Gartner, наличие четко определенной корпоративной архитектуры может дать эффект сокращения непроизводительных расходов на ИТ до 25-30%.

ИТ-стратегия позволяет более эффективно решать стоящие перед предприятием задачи за счет приведения информационных технологий в соответствие с этими задачами. ИТ-стратегия необходима и в случае изменений бизнеса компании, и в условиях стабильного бизнеса ввиду морального и физического устаревания компонентов информационной системы. Формирование ИТ-стратегии также снижает риски реализации ИТ-проектов и повышает вероятность их успеха.

Разработка описания корпоративной архитектуры позволяет сформулировать:

  • какая информация/данные критичны для бизнеса и как они организованы;
  • какие приложения будут поддерживать бизнес;
  • смогут ли эти приложения эффективно взаимодействовать между собой и с внешними системами партнеров и поставщиков;
  • соответствуют ли используемые технологии требованиям реализации бизнес-процессов;
  • достаточно ли обеспечена информационная безопасность систем;
  • смогут ли сотрудники компании получить своевременный доступ к нужным данным из любого места;
  • какие стандарты должны использоваться при разработке и закупке компонент системы;
  • насколько современно оборудование в системе и как эффективно оно используется;
  • как организованы процессы поддержки и управления информационной системой?

ИТ-стратегия отвечает на следующие вопросы:

  • В какой степени ресурсы и возможности ИТ способствуют достижению компанией своих стратегических бизнес-целей и насущных потребностей? 
  • Какие компоненты информационной системы наиболее важны для бизнеса в настоящее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
  • Какие из существующих компонентов информационной системы могут быть использованы, можно ли их улучшить, заменить или отдать на аутсорсинг?
  • Какова должна быть концептуальная (целевая) информационная система для обеспечения поддержки бизнеса компании?
  • Какие ресурсы требуются для создания различных компонентов целевой информационной системы? 
  • Какова должна быть структура управления ИТ-службой?
  • Какие инвестиции требуются для выполнения плана стратегического развития ИТ?

В состав услуг стратегического ИТ-консалтинга могут входить:

  • Диагностика текущего состояния информационных систем предприятия и поддерживаемых этими системами основных бизнес-процессов компании-заказчика как первый этап работ в области стратегического планирования ИТ.
  • Разработка ИТ-стратегии предприятия
  • Формирование целевой архитектуры предприятия
  • Обоснование и выбор программных систем и технологических решений.
  • Технико-экономическое обоснование эффективности инвестиций в ИТ. Рекомендации по формированию ИТ-бюджетов. Оценка совокупной стоимости владения (ТСО) ИТ.
  • Определение ключевых параметров реализации ИТ-проектов (цели, задачи, границы, очередность выполнения работ, сроки, стоимость, риски и др.).
  • Развитие ИТ-служб и процессов управления ИТ. Разработка принципов выбора исполнителей (внешних/внутренних) - сорсинга - в области информационных технологий.

Каждая из этих услуг может выполняться в комплексе задач разработки ИТ-стратегии (как элемент общей ИТ-стратегии), а также в качестве самостоятельной задачи. Состав предоставляемых услуг определяется целями и потребностями компании-заказчика. Этим же определяется детальность проработки задач – от верхнего (концептуального) уровня до уровня конкретных программных систем и технологических решений.