Для эффективного управления промышленным предприятием нужно с помощью цифровых технологий описать его организационно-функциональную структуру как базу знаний, включающую релевантный перечень взаимодействующих объектов и ресурсов производства, формирующих основной поток создания ценности. База знаний состоит из информационных онтологических моделей процессов и ресурсов, способных самостоятельно взаимодействовать с мультиагентными планировщиками для согласования циклов локальных процессов в контексте циклограмм общей сборки финальных изделий. При этом ставится задача перехода к производственной архитектуре нового типа, где все объекты управления реального мира имеют цифровых двойников (агентов), объединенных в единую виртуальную семантическую сеть через их свойства (атрибуты), что позволяет получать результаты кооперационного и коммуникационного взаимодействия участников бизнес-деятельности.
Суть мультиагентных технологий заключается в принципиально новом методе решения сложных задач управления, которые не решаются или трудно решаются классическими математическими методами. Мультиагентные технологии — это цифровой способ решения сложных задач, использующий принципы самоорганизации и эволюции на стыке методов искусственного интеллекта, объектно ориентированного программирования и телекоммуникаций. Мультиагентные системы объединяют три технологии: распределенный искусственный интеллект (distributed AI), распределенные решатели задач (distributed problem solving) и параллельные вычисления для формирования базы знаний предприятия как основы искусственного интеллекта [5, 6].
СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕВ сетецентрическом подходе сложная мультиагентная система управления, призванная решать задачи распределения, планирования, оптимизации и контроля ресурсов в реальном времени, синтезируется как самоорганизующаяся сеть агентов-планировщиков с р2р-взаимодействием (от англ. Peer-To-Peer), работающих по принципу «каждый с каждым» и «равный с равным» с использованием сервисной архитектуры и общей шины данных для согласования решений (шина — это информационная магистраль, через которую системы обмениваются информацией, включая данные для выработки решений, вариантами решений, встречными предложениями, запросами и подтверждениями и т.п.).
Практический синтез мультиагентных систем нацелен на решение задач планирования и управления с помощью искусственного интеллекта в автоматизированных системах поддержки принятия решений и использования сетецентрических моделей структур управления. Сетецентрический подход означает, что изменения в планах, произошедшие в одной из систем, могут влиять на планы в любой другой системе через цепочку согласованных между системами изменений, гарантируя корректность в принятии решений и самосинхронизацию взаимозависимых процессов во времени. При этом взаимодействие системы и ее подсистем в ходе генерации вариантов строится через сетецентрическую платформу и общую шину данных и предполагает согласования решений по специальным протоколам, обеспечивающим поддержку вертикальных и горизонтальных переговоров агентовпланировщиков всех уровней.
На практике это означает, что внезапное возникновение любого события в одном из агентов-планировщиков предприятия будет по возможности сразу же обработано и учтено в планах этого планировщика. Если компромисс не получается и решение задевает планы других планировщиков, то начнется процесс их взаимодействия и, возможно, волна переговоров для разрешения возникшего конфликта, что в случае разрешения и урегулирования этого конфликта позволяет такой сети агентов-планировщиков непрерывно поддерживать актуальность взаимосвязанных планов даже при любых турбулентных изменениях в окружающей среде. Итоговое решение в сетецентрической системе получается путем согласования индивидуальных решений локальных подсистем (агентов), каждая из которых работает на свою цель и выполняет свои частные задачи, обеспечивая синхронизацию циклограмм сборки изделий с планами цехов и сроками поставок ресурсов.
В рамках мультиагентной методологии сформированы концептуальные требования к системе управления ЖЦ изделий и архитектура экосистемы, обеспечивающая реализацию общей методологии управления процессами и ресурсами промышленных предприятий [7]. Сетецентрический инструментарий на основе мультиагентности позволяет эффективно преодолевать все возрастающую многомерную и мультидисциплинарную сложность производственных систем при противоречивых многокритериальных целевых требованиях к деятельности предприятия и является перспективным направлением в задачах планирования и управления в машиностроении.
Для управления и планирования дискретным высокотехнологичным производством выделяют три уровня организации информации: базы целей, базы данных и базы знаний. Базы данных включают однородную информацию в отдельных массивах на электронных носителях с организацией системы запросов для обеспечения связи между разными видами информации. База знаний представляет собой математическую модель исследуемой системы, в которой сетевые модели представляют процессы и структуру, что позволяет создать всю совокупность необходимых и достаточных показателей (измеримых величин) для описания состояний производственной системы.
Одним из важнейших принципов создания таких моделей является полнота описания управляемой системы; описание не только процессов, происходящих в разных частях, элементах системы, но также структуры связей элементов и их целеориентация. От изменения структуры системы и частных целей элементов существенным образом зависит поведение всей системы, а также само ее существование как единого целого.
Обычно в таких системах используются программные агенты, которые могут обмениваться полученными знаниями, используя специальный язык и подчиняясь установленным правилам «общения» (протоколам) в IT-системе (рис. 4). Мультиагентные системы (МАС) имеют компьютерные реализации, основанные на пошаговом имитационном моделировании, где агенты имеют несколько важных характеристик:
- автономность (агенты предполагаются независимыми);
- ограниченность представления: ни у одного из агентов нет представления о всей системе, или система слишком сложна, чтобы знание о ней имело практическое применение для агента;
- децентрализация: нет агентов, управляющих всей системой.
Компоненты МАС взаимодействуют через весовую матрицу запросов и матрицу ответов между агентами согласно модели «Запрос → ответ → соглашение». Алгоритм межагентных коммуникаций реализуется в несколько последовательных шагов:а) сначала всем агентам задается вопрос: «Кто может мне помочь?»
б) на что только «способные» агенты отвечают: «Я смогу за такую-то цену»
в) в конечном итоге переговорных итераций устанавливается «соглашение», в лучшей степени удовлетворяющее обобщенный целевой результат.