Вернуться на главную страницу выпуска>>
Современной страховой компании требуется гибкая и масштабируемая система бюджетирования, способная контролировать все процессы планирования, формирования и распределения финансовых ресурсов. Компания «АльфаСтрахование» – один из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг. В результате сотрудничества с TopS BI, ей удалось создать полноценную систему бюджетного управления на базе продукта Oracle Hyperion: организация бюджетирования в филиалах, оперативное предоставление отчетов, реализация функционального анализа «что-если» – вот лишь некоторые преимущества системы. О реализации проекта рассказал руководитель управления финансовых систем департамента информационных технологий компании «АльфаСтрахование» Алексей Засимов.*
Алексей Засимов, руководитель управления финансовых систем департамента информационных технологий компании «АльфаСтрахование»
- Алексей, прежде чем поговорить о вашем масштабном проекте создания системы на основе Oracle Hyperion, интересно узнать, в чем состоит специфика бюджетного управления в страховой компании?
- Как правило, в большинстве отраслей применим более-менее стандартный подход к бюджетированию операционной деятельности. Вы «спускаете» планы «сверху» и детализируете их по центрам ответственности, или же, наоборот, собираете планы по подразделениям, консолидируя их в итоговую отчётность. Также необходимо рассчитывать множество страховых показателей: страховые выплаты, комиссионное вознаграждение, а также множество резервов. При этом достаточно непросто учесть особенности для каждого вида страхования. Кроме того, требуется распределить вспомогательные расходы для определения рентабельности конкретного страхового продукта. И всё это – сложнейшие алгоритмы расчёта.
- Каковы были предпосылки внедрения системы бюджетирования в компании «АльфаСтрахование», и какие задачи вы планировали решить?
- Необходимость внедрения новой системы бюджетного управления в первую очередь была вызвана высокими темпами роста бизнеса компании. Всего за несколько лет сборы нашей страховой группы выросли примерно в пять раз. Возможности старой системы ССОБИ (система сбора и обработки бюджетной информации) были ограничены, на определенном этапе она полностью перестала удовлетворять потребностям бизнеса. Так, загрузка данных из Excel-форм уже могла длиться сутками, что нас, конечно же, не устраивало. Мы поняли, что бюджетная кампания находится под угрозой срыва. Также необходимо было повысить эффективность бизнес-процессов: путем организации общего центра финансового обслуживания и обеспечения доступа к системе большего числа пользователей, в основном находящихся в региональных офисах. С помощью новой системы руководство хотело наладить процесс бюджетирования в филиалах по ЦФО и по отделениям, организовать модель расчета андеррайтингового результата в режиме онлайн. Важным требованием бизнеса также была реализация возможности просмотра руководителем своих KPI уже в первой версии бюджета.
- Расскажите, пожалуйста, что было сделано в рамках проекта?
- На базе Oracle Hyperion реализована бюджетная модель, которая удовлетворяет сложной структуре нашего бизнеса, включающую несколько юридических лиц. К настоящему времени к системе бюджетирования подключены все 96 филиалов «АльфаСтрахование» и на сегодня в ней зарегистрированы около 200 пользователей. Максимальное число одновременно работающих пользователей – 82 человека. В нашей системе бюджетного управления реализованы 3 приложения: для построения годового бюджета, для план-факт анализа и для кадрового бюджетирования; 11 Аналитических направлений: Год, Период, Сценарий, Версия, ЦФО, Статья, Продукт, Канал продаж, Уровень аллокации, Период договоров, Статья ЦБ; 25 Бюджетных процессов; более 200 форм для ввода информации и отчетных форм. В 2011 году мы осуществили миграцию системы на новую версию 11.1.2.1 платформы Oracle Hyperion 1, которая позволяет более эффективно вести бюджетные процессы.
- Какие преимущества обеспечивает платформа Hyperion?
- Пользователи системы получили возможность работы в едином информационном пространстве. Реализована необходимая передача данных из учетной системы Oracle E-Business Suite (OEBS) в Hyperion. В свою очередь, все необходимые данные и справочники Hyperion передаются в модуль OEBS GL (General Ledger, Главная Книга). Новая система также обладает возможностью проведения аудита изменений в данных и удобную функциональность, в том числе для проведения сложных аллокаций. Функциональными преимуществами являются удобство работы в Microsoft Excel через SmartView и разработанной системы оповещения в Microsoft Outlook. К дополнительным достоинствам новой системы бюджетного управления относятся дружелюбный интерфейс и проверка вводимых значений в момент ввода.
В рамках тестовой эксплуатации системы по реальным данным был сформирован бюджет 2008 года, после чего система была развернута в компании «АльфаСтрахование» для дальнейшего промышленного использования. Бюджетная кампания 2009 г. и последующих годов полностью успешно осуществляется в Oracle Hyperion.По мере роста бизнеса платформа Oracle помогает квалифицированно и на общих принципах проводить бюджетирование во вновь приобретенных компаниях в умеренные для бизнеса сроки. В процессе развития системы мы поняли, что платформа Oracle позволяет по-другому взглянуть на развитие компании, открывает новые возможности, упрощая понимание того, как должен быть построен бизнес. В целом, система довольно гибкая и простая в поддержке. Ее обслуживание осуществляется в основном силами собственных специалистов Группы «АльфаСтрахование». За помощью к консультантам компании TopS BI мы обращаемся для проведения сложных технологических работ, требующих привлечения специалистов уровня функционального архитектора.
- Какие показатели работы системы вы можете выделить?
- Бюджетные кампании у нас обычно начинаются в конце сентября и до внедрения Hyperion они редко когда заканчивались ранее наступления нового года. Сейчас все кампании завершаются в точно установленные регламентом сроки. Так, предыдущая бюджетная компания финишировала 15 декабря, как мы и планировали. Пользователи могут смотреть данные в любой момент, не занимаясь поиском нужного файла Excel. Ранее финансисту каждого регионального центра приходилось вручную находить необходимый показатель в одной из 120 форм. Ясно, что Hyperion позволил нам существенно сократить время на поиск информации и дал нам единый актуальный источник правды. Даже самые большие формы в новой системе у нас открываются практически моментально. Скорость вывода результатов расчетов и различных форм выросла многократно. Так, на общий расчет страховых прибылей и убытков (PL) в Hyperion тратится 30 минут против 4 часов в старой системе. Расчет PL по одному ЦФО составляет всего 1 минуту. Расчет аллокаций сократился в 5 раз, вывод отчетной формы по ЦФО в 6 раз, а загрузка коэффициентов в 10 раз. Эти показатели мы зафиксировали до перехода на новый сервер, который произошел в 2011 году.
- Какие сложности проекта и интересные решения вы можете отметить?
- С Hyperion также интегрировано приложение «БОСС Кадровик». До начала каждой бюджетной кампании в «БОСС Кадровик» заливаются данные обо всех сотрудниках (с должностями, с текущими окладами, с привязкой к ЦФО и т.д.) и дальше корректируется фонд оплаты труда (ФОТ), вносятся новые вакансии и т.д. По окончании бюджетного процесса эти данные закачиваются обратно в «БОСС Кадровик», откуда можно делать оперативный помесячный контроль бюджета. Также система бюджетирования на базе Oracle интегрирована с корпоративной BI-системой, что сильно упрощает наши процессы при сравнении План-фактовой отчетности. Для оперативного контроля бюджета у нас раньше использовался Access, но затем мы весь функционал предстоящих платежей перевели в информационную систему «Парус». Теперь в эту систему из Oracle Hyperion передаются данные для оперативного контроля движения денежных средств. Первое время эта схема распространялась только для Москвы, но с января 2012 года мы запустили ее по всем регионам.
- Какие изменения в бизнес-процессах компании произошли в связи с использованием Hyperion?
- Прежде всего, стоит отметить, что произошел переход бюджетного процесса от принципа «снизу вверх» к принципу «сверху вниз». Поскольку всего за несколько лет сборы нашей компании выросли в пять раз, централизация была необходима: собирая данные снизу вверх, очень сложно выйти на целевые показатели. Эффективнее спустить жесткие ориентиры сверху. Также в следующем году мы планируем вспомогательные формы и расчеты из Excel по максимуму перенести в Hyperion, который, как мы уже сказали, позволяет значительно сократить число рутинных операций и ускорить работу.
- Какие у вас планы по развитию системы?
На текущий момент основная цель развития системы – чтобы все работало максимально четко, быстро и стабильно. С этой целью мы с коллегами проводили миграцию на новый сервер и оптимизировали архитектуру. Производительность системы нас устраивает, при пиковых нагрузках время работы остается в намеченных рамках. Основная цель – дать больше средств для анализа и обоснования принимаемых управленческих решений на основе получаемых данных.
*На основе материала Cnews