Вернуться на главную страницу выпуска>>
Мало у кого сегодня есть сомнения, что в среднесрочной перспективе отечественные компании, последовав примеру западных коллег, активно начнут переходить в «облака». О прогнозе развития «облачного» рынка и о том, какие сервисы уже сегодня предлагают в России акулы ИТ-отрасли, читайте в обзоре TopS Info.
О преимуществах «облачной» модели предоставления услуг в последние годы сказано немало. Напомним, что среди преимуществ «облаков» - удобство размещения ресурсов без развертывания дорогостоящей инфраструктуры, возможность быстрого получения сервисов и вычислительных мощностей «по запросу», прозрачная оплата по факту получения услуг. Движение в сторону «облаков» - очевидный тренд западного бизнеса. Россия в числе тех стран, которые пока лишь сделали первые шаги на этом пути. Но реальный спрос все еще невысок: отечественные предприятия беспокоит проблема безопасности и отсутствие убедительных соглашений об уровне сервиса у многих поставщиков. Играет свою роль и невысокий уровень развития ИТ-аутсорсинга в России.
Прогнозы аналитиков
По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2012–2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis, размер российского рынка публичных и частных «облачных» операционных услуг вырос в 2011 году более чем в 5 раз и составил около $60 млн. В масштабах всех затрат на ИТ в России эта цифра составляет лишь пару десятых процента, но тренд очевиден – революционное направление рынка все более громко заявляет о себе.
Расходы на услуги публичных облаков достигли $27,35 млн., включая $3,1 млн. на услуги, предоставленные в рамках модели виртуального частного «облака». В 2011г. произошел резкий рост услуг IaaS («Инфраструктура как сервис»). Категория IaaS составила наибольшую долю (49,6%) публичных облачных услуг, доля SaaS («ПО как услуга») – 46,8%, PaaS («Платформа как услуга») – 3,6%. Впечатляющий рост показал сегмент частного «облака». Расходы на данный тип услуг составили $32,03 млн. Более 75% данной суммы пришлось на категорию IaaS.
По прогнозам IDC, рынок «облачных» услуг будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ-услуг, и к концу 2016 года объем всего рынка «облачных» услуг составит более $460 млн., демонстрируя среднегодовой темп роста в 50%. Одна из самых интересных тенденций последнего времени – перенос в «облака» бизнес-приложений.
Согласно исследованию Cisco, к началу 2012г. около 5% ИТ-руководителей заявляли о таком опыте. О намерении осуществить подобные планы к концу 2012г. заявляли уже 20% директоров информационных служб.
Производители не дремлют
Ряд вендоров уже предлагают заказчикам как загрузку классических приложений из «облака», так и эксклюзивные сервисы, заточенные под «облачную» модель. Возьмем для примера портфолио компаний Microsoft, Oracle и SAP.
В списке предложений SAP есть «облачная» SAP CRM, пакет SAP HCM на основе решений приобретенной в 2011 г. компании SuccessFactors, сервис для контроля поставок SAP Sourcing OnDemand, приложение для совместной работы SAP StreamWork, а также комплексное бизнес-аналитическое решение SAP BI OnDemand.
Одно из крупнейших в мире корпоративных «облаков» в начале октября 2012 г. запустила компания Oracle. В нем доступны следующие сервисы: Oracle Planning and Budgeting Cloud Service (планирование и бюджетирование); Oracle Financial Reporting Cloud Service (финансовая отчетность); Oracle Data and Insight Cloud Service (сбор ценных для бизнеса данных); Oracle Social Sites Cloud Service (создание и запуск социальных ресурсов); Oracle Messaging Cloud Service (обмен сообщениями). Пакет Oracle Cloud Application Services включает сервисы ERP, HCM, Talent Management, Sales and Marketing , Customer, Support. Сервисы приложений интегрированы с социальными сервисами (Social Services), что позволяет организациям преобразовывать корпоративные бизнес-процессы и системы с помощью возможностей социальных сетей. Также Oracle предлагает линейку сервисов Cloud Platform.
В комплект «облачного» решения Office 365 от Microsoft входят все инструменты, которые фактически стали стандартом на современных предприятиях: почта бизнес-класса на сервере Exchange, со всеми присущими ей возможностями; портал SharePoint и публичный сайт-визитка с простым конструктором страниц; мессенджер Lync, позволяющий обмениваться не только текстовыми фразами, но и проводить видео- и аудио- конференции; Microsoft Office 2010, доступный через браузер в дешевых тарифных планах и загружаемый на компьютеры пакет Professional Plus в тарифных планах подороже.
Из бизнес-приложений в «облаке» доступна Microsoft Dynamics CRM. К концу 2012 г. софтверный гигант обещает запустить и «облачную» ERP. Платформа Windows Azure от Microsoft реализует две модели – PaaS и IaaS.
Пионеры облаков
Какие же сервисы из «облака» уже использует бизнес в России? В основном это пока офисные и коммуникационные приложения. Например, в сети аптек «Формула здоровья» (г.Калининград) реализован проект перевода в среду для совместной работы сотрудников с использованием Microsoft Office 365. Компания Avon в России перешла на сервисы Google Apps для бизнеса. Венчурный фонд Runa Capital использует по модели SaaS систему Microsoft CRM. Из кейсов, посвященных переводу инфраструктуры в «облака», можно выделить проекты в интернет-гипермаркете Dostavka.ru и медицинских центрах MyClinic.
Переход российских компаний от теоретического интереса к «облакам» в практическую плоскость уже начался. Рынок постепенно созревает как в технологическом, так и в коммерческом плане. Ряд представителей сегмента СМБ уже испытали достоинства «облачной» модели, не за горами те времена, когда и более крупные компании ощутят преимущества получения ИТ из «облака» вместо поддержания дорогостоящей и громоздкой инфраструктуры. По мнению экспертов, основная масса проблем, препятствующих широкому распространению «облаков» будет решена в ближайшие 2-3 года. «Облака» - неизбежное технологическое будущее для всех.
Андрей Арсентьев специально для TopS Info