– Какие особенности можно отметить в той или иной отрасли промышленности?– Под
особенностями машиностроения можно рассматривать множество так называемых «
проклятий» - проблем, усложняющих управляемость и прозрачность высокотехнологичной бизнес-деятельности. Например,
дискретное машиностроительное производство очень разнородно и многомерно по номенклатуре предметов производства и компетенций. Или, например, сейчас создать
предприятие полного замкнутого цикла невозможно - приходится кооперировать, и поэтому сегодня доминируют
распределенные производства, когда конечное изделие создается коллективно огромным количеством поставщиков комплектующих компонентов - от сотни и более. Цифровизация процессов взаимодействия по субконтрактам – это серьезный вызов для машиностроительных предприятий. И с точки зрения интеграции информационных систем, и с точки зрения нормативной базы.
В связи с цифровизацией также необходимо отметить, что подход технологического (в том числе цифрового) развития на основе сопоставления бизнес-моделей «
как есть / как должно быть», который обычно используется консультантами при внедрении информационных систем, для цифровизации высокотехнологичных машиностроительных предприятий оборонного сектора не совсем подходит.
Для оборонных промышленных предприятий классическую бизнес-модель «
как есть» необходимо рассматривать как модель «
как описано» во внутренних регламентах, поскольку производство в ОПК строго регламентировано и недопустимо исполнять его по принципу «как есть». Чтобы изменить отрегламентированный бизнес-процесс «
как описано» на модель «
как должно быть» в «цифре», необходимо изменить и согласовать на всех уровнях «цифровые» регламенты и новую нормативную базу. А чтобы сформулировать предложения по сбалансированным цифровым решениям в бизнес-модели «
как должно быть» - надо опираться на лучшие бизнес-практики цифровой трансформации, которые как эталоны должны лечь в основу новых «цифровых» регламентов, нормативов и стандартов.
– Какими технологиями и компетенциями располагает ваша компания в этом направлении?– Если говорить о компетенциях научно-технического центра «Машиностроение» Группы «Систематика», то мы предлагаем услуги по интеллектуальному цифровому инжинирингу, внедрению технологий управления жизненным циклом изделий и систем информационно-безразрывного управления производством, а также услуги по разработке корпоративных и отраслевых стандартов в области цифрового проектирования и цифровой технологической подготовки производства для машиностроительных и оборонных предприятий, создающих сложные наукоемкие изделия.
Для эффективной цифровизации необходимым условием является использование электронной модели изделия в качестве подлинника конструкторской документации. При этом форма представления конструкторской документации является цифровой, а не бумагоориентированной. Эксклюзивность нашего рыночного предложения состоит в комплексном инжиниринговом подходе при цифровой трансформации предприятий и сквозном управлении жизненным циклом изделий в цифровом формате, обеспечивающем уникальные конкурентные преимущества, позволяющие в разы уменьшить длительность циклов разработки и создания изделий, существенно повысить их качество при значительном сокращении операционных издержек.
Нашей инновационной разработкой для сквозной цифровизации жизненного цикла изделия является его «живой» электронный макет на основе цифровых компоновочных схем (ЦКС), методология синтеза которых практически апробирована на предприятиях ОПК. Сформированная на основе ЦКС ассоциативность связей электронных моделей проектируемых изделий позволяет осуществлять параллельное проектирование, вариативный поиск оптимальных решений и достигать оперативной безошибочности изменений конструкторских данных изделия по жизненному циклу. Подробнее можно посмотреть
на сайте.
– В каком направлении, по вашей оценке, рынок решений для цифровизации промышленных предприятий будет двигаться в дальнейшем? Какие интересные задачи его ждут? Что будет сложным, какие пути преодоления этих рубежей могут быть?– Цифровизация промышленного производства должна строиться на основе PDM/PLM-инструментариев как эффективных технологиях сквозного управления данными об изделиях в их жизненном цикле. В противном случае мы останемся в рамках «лоскутной» автоматизации и не достигнем нужного операционного и экономического эффекта. Сейчас полноценных российских PLM-разработок ничтожно мало, но развитие должно и будет идти в этом интегрированном CAD/CAE/CAM/PDM/PLM/Workflow-направлении на основе отечественных PLM-продуктов, что эффективно при наличии у них нативных CAD-сред.
Сейчас важен IT-инструмент для обеспечения единого цифрового формата для всего российского машиностроения. В качестве такой платформы отметим PLM-систему САРУС.PLM (РФЯЦ-ВНИИЭФ), работающую на российской операционной системе Astra Linux с использованием российской СУБД. Это отечественное программное обеспечение имеет исполнение как для коммерческого рынка, так и защищенное исполнение для предприятий ОПК, и предназначено для цифровизации жизненного цикла изделий – от проектирования до эксплуатации – в машиностроительной индустрии.
– Большое спасибо за беседу!