Цифровой уклад трансформирует существующий тезаурус в нашей прикладной бизнес-деятельности – появляются новые понятия или в известные термины закладывается иной смысл, соответствующий современным реалиям. При этом полноценное раскрытие новых понятий и их свойств (признаков) может дать новый импульс развития ИТ-решений, генерацию инноваций в цифровой сфере.
В статьях и материалах о внедрении современных ИТ-решений комплексной автоматизации жизненного цикла изделий (ЖЦИ) машиностроения, сегодня довольно часто используется термин "сквозной" в разных вариациях и интерпретациях.
Авторы статей, пособий и интервью по данной теме делают попытки раскрыть транслируемое ими понятие "сквозности" для представляемых ИТ-решений. При этом не всегда четко просматривается логическая связь между понятием "сквозной" и свойствами "комплексной автоматизации", "интегрированной цифровизации", "системой автоматизированного проектирования", "бесшовной" передачи информации на всех этапах жизненного цикла изделий", "единым информационным пространством", "полной информационной прозрачностью" и т.п. определений характеристических свойств и эффектов разработанных решений.
Обозначенная проблема развития цифрового тезауруса (как системы понятий) обусловлена разночтением термина "сквозной"— он интерпретируется либо как неотъемлемое свойство некоторого решения, либо как выявленный операционный эффект бизнес-деятельности, либо по-иному, о чем можно только догадываться. Поэтому этот вопрос нуждается в прояснении.
Подчеркнем, что нормативной основы для применения понятия "сквозной" в машиностроении пока не существует.
Машиностроение является дискретным бизнесом и декомпозируется на ряд крупных стадий, объектов и предметов деятельности в разнообразной инфраструктуре, в рамках которых могут присутствовать типовые (универсальные) локальные бизнес-сущности, например такой подпроцесс как "управление качеством". Можно сказать, что это подпроцесс тотального применения: на каждом шаге бизнес-цикла мы обязаны контролировать и управлять тем насколько правильно выполняются регламенты или, качественно создается результат нашей работы в конкретный период создания продукта. Таким образом, "сквозное" свойство проявляется через повсеместность применения некоторой сущности в рассматриваемой системе "в сквозную" от начала до конца для достижения операционной эффективности. Аналогичным свойством обладает в ЖЦИ такой подпроцесс как "управление изменениями". С другой стороны, под термином "сквозной" часто понимается некоторый достигаемый эффект с помощью разработанного атрибута (сущности, решения), закладываемого в ИТ-продукт.
Матричная природа организации сложных систем вынуждает искать способы борьбы с такими "проклятиями" машиностроения как большая размерность изделий, дискретность производства, итерационность достижения результата, распределенность среды. Поскольку мы работаем с высокотехнологичными продуктами и создаем их с помощью разветвленной технологической среды, то сквозные эффекты становятся для нас синонимом обеспечения ее целостности, прозрачности и управляемости.
TopS BI позиционируется на рынке как поставщик PLM-решений и внедрения комплексных инжиниринговых и цифровых услуг в сфере сложного машиностроения. PLM — это удобный CALS-инструмент поддержки процессов деятельности над техническим изделием, доступный для всех стейкхолдеров; PLM - это единая информационная платформа интеграции всех бизнес-процессов (стадий и циклов существования) ЖЦ изделий; PLM-среда есть концентрированная форма информационной интеграции и обмена данными об изделиях, обеспечения интероперабельности. Поэтому мы должны профессионально отвечать на такие вопросы:
- В чем проявляются сквозные эффекты в дискретном машиностроении? Какими инструментами или атрибутами они реализуются? Следует ли к сквозным эффектам стремиться целенаправленно или они есть родовое PLM-свойство, которое нужно только правильно использовать?
- Является ли PLM-платформа синонимом сквозных "эффектов", проистекающих из ее "генетических" свойств?
- Каких сквозных "эффектов" PLM способен достичь и в чем они проявляются? Является ли PLM необходимым и достаточным условием для достижения сквозной эффективности в машиностроении?
- Существуют ли иные формы обеспечения сквозной эффективности, весьма важной для машиностроительных предприятий?
Поскольку машиностроение иерархично, то далее мы представляем ответы на некоторые из этих непростых вопросов у наших экспертов, специализирующихся на разных уровнях машиностроительной иерархии: 1 – на прикладном (цеховом) уровне, 2 - на общеотраслевом уровне, 3 - в задачах исполнения контрактов.