Системная интеграция или цифровая трансформация: приоритеты и актуальность профильных компетенций в IT-бизнесе
Авторы: А. А. Кармишин, В. М. Макаров, Т. Батарова

Игроков двуединого IT/digital-рынка уже немало и важно, кем они себя позиционируют в soft-бизнесе: дистрибьютором, ресейлером, вендором, инсорсинговой ИТ-компанией, консалтером, системным интегратором или цифровым трансформатором? Сформировали ли они свою бизнес-концепцию, определяющую целевую миссию и стратегию бизнеса? Для современных ИТ-компаний трудности этого лежат в плоскости осознанности приоритетов в своих ключевых компетенциях и разновекторности бизнес-требований от вышестоящих управляющих структур и целевых заказчиков.
В чем заключается здесь проблема? Дело в том, что мы сейчас живем в гибридном технологическом укладе (скорее в двух IT/digital-укладах), осложненном санкциями и конъюнктурными внешними ограничениями, вынуждающими нас к тиражированию искаженных форм промышленного развития в виде разного рода «импортозамещений» и новых форм обеспечения технологической независимости. Информационный и цифровой технологические уклады имеют разную целеориентацию, что неизбежно ведет к конфликтности их «продвижителей» и носителей решений. Здесь важен гармоничный комплексированный баланс IT- и digital-решений в проектах технологического развития индустриальных заказчиков.

Немного о «высоком»
Рассмотрим проблему влияния технологических укладов на способы организации промышленного производства.
Эволюционная природа технологических изменений хозяйственных систем выражается укладностью, отражающей неравномерности развития общества и степень внедренности нововведений в промышленную практику. Под технологическим укладом понимается доминирующий комплекс применяемых инноваций, которые обеспечивают качественный и количественный скачок в процессе развития производственных сил общества [1].
В настоящее время выделяется шесть технологических укладов, порожденных различными условиями и факторами технологического развития общества, смена которых проявляется в форме промышленных революций:
— четвертый уклад (1930-1990 гг.) ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ - основан на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Третья промышленная революция включает временной лаг четвертого и частично пятого технологических укладов.
— пятый уклад (1985-2035 гг.) ИНФОРМАЦИОННЫЙ - опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Пятый технологический уклад охарактеризован развитием электронной промышленности, вычислительной и оптоволоконной техники, программного обеспечения, телекоммуникаций, роботостроения, производства и переработки газа, информационных услуг. Отличительной особенностью четвертой промышленной революции, порождающей нынешнюю очередную смену укладности, является не столько стремление к повышению производительности, сколько ее задача заключается в росте продуктивности, гибкости и кастомизации (индивидуализации товаров и услуг в соответствии с желаниями конкретных потребителей).
— шестой уклад (2010-2060 гг.) ЦИФРОВОЙ - характеризуется развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии, фотоники и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, покрытий. По временным рамкам также совпадает с четвертой промышленной революцией.
— седьмой уклад КОГНИТИВНЫЙ (гипотетически прогнозируемый: 2050-2110 гг.) [2] будет характеризоваться повсеместным внедрением технологий искусственного интеллекта (когнитивные и вакуумные технологии), взрывным развитием биомедицины и биороботизации, технологий на основе резонанса и различных полей с использованием ноосферы, колонизацией планет солнечной системы и выходом в дальний космос.

Несовпадение смены технологических укладов и промышленных революций объясняется различием их темпов. Эволюция в рамках одного технологического уклада (зарождение, становление, развитие, трансформация и адаптация) не совпадает с данными процессами в рамках промышленной революции. Новый технологический уклад указывает на создание базовой инновационной технологии, изменяющей единый технический уровень сопряженных производств, однако этого недостаточно для коренного революционного перелома хозяйственной системы в целом, а лишь способствует созданию противоречий в системе и их постепенному накоплению. В свою очередь, новая прорывная базисная технология (указывающая на явление нового технологического уклада) усугубляет эти противоречия и окончательно «разрывает» рутинизированные процессы, что обусловливает необходимость базисных трансформаций как в экономической, так и в институциональной системе, а следовательно, и вызывает явление революционности.

Цифровая IT-эволюция
Вышеприведенный анализ обосновывает эволюционную смену доминирующих профильных компетенций в проектах индустриального развития на основе IT-решений: повсеместно системная IT-интеграция актуализируется компетенциями цифровой трансформации в силу недостаточности первой для достижения современных рыночных требований.

Сложившийся информационный уклад предполагает доминирующее IT-развитие и развитие компетенций, целевым предметом которых является формирование соответствующего IT-ландшафта как базовой технологической основы, создающей предпосылки для обеспечения эффективности будущей цифровизации предприятий.

Развивающийся цифровой уклад ориентирует предприятия на глобальную бизнес-реформацию, стратегическими требованиями которой являются рыночная конкурентоспособность, инструментами достижения которых являются новые цифровые технологии, улучшающие операционную эффективность.

Вывод: рынок IT-услуг эволюционирует в сторону приоритетности развития цифровых компетенций и digital-решений. Можно констатировать: на современном рынке и в промышленной практике целевые приоритеты определяет цифровая трансформация как доминирующий рыночный тренд, а системная IT-интеграция носит вторичный (инструментальный) характер, которой придается осмысленность через первичность требований в цифровых преобразованиях.

Бизнес-итоги-2022 и актуальные IT-digital-задачи
По данным TAdviser, сейчас на рынке широко распространяется инсорсинг - специализированные ИТ-компании, активно развивающие «свои» отрасли и корпорации во внутреннем контуре с помощью разрабатываемых собственных инновационных digital-решений на принципах полного замкнутого цикла. Таковыми являются «РТ-Информ», РФЯЦ-ВНИИЭФ, «РК-Цифра», «Сибур Диджитал», «МТС Диджитал», РЖД, «Алроса ИТ», «Совкомбанк Технологии» и другие, которые в первую очередь наращивают объемы работ в создании экосистемных продуктов [3]. В описании компаний на сайтах работодателей говорится, что их ключевые технологические направления включают Big Data, AI, IoT, Cloud MTS, E-Health, Smart Education, E-Sport, системную интеграцию и финтех. Ускорение цифровизации повысило спрос на ИТ-специалистов, усилив и до того существовавший кадровый дефицит. Наем и удержание кадров стали еще большим вызовом и для ИТ-инсорсинговых компаний. Правительство, тем не менее, ограничивает амбиции в части развития инсорсинга, особенно там, где на рынке есть коммерчески успешные digital-продукты, которые следует использовать, не растрачивая время и ресурсы на воспроизводство «ИТ-велосипедов».

В качестве существующих проблемных трендов отметим ряд актуальных задач российской IT-отрасли, которые будут рассмотрены на предстоящей конференции «ИТ-приоритеты 2023» [4]:
1. Мобилизационная экономика: роль и место ИТ в трансформации организации по мобилизационному типу.
2. Цифровая трансформация: оцифровка текущего состояния или изменение бизнес-моделей?
3. Эффективная модернизация ИТ-инфраструктуры. Платформы, облака и другие архитектурные решения, помогающие выполнить модернизацию оперативно и качественно.
4. Комплексный подход к внедрению программных и аппаратных средств ИТ-инфраструктуры и ее развитию.
5. ИТ-кадры для российских предприятий: обеспеченность кадрами и современные инструменты для повышения эффективности работы ИТ-службы и внутренней разработки.

Подчеркнем, что относительно «пустыми» в РФ являются важнейшие ниши ПО, поддерживающие бизнес-процессы жизненного цикла изделий (PLM) и бизнес-планирования деятельности предприятий. Анализ некоторых digital-решений приведен по ссылкам ниже [5,6]. В прошедшие годы в РФ развитие получили ERP-системы (1С:Предприятие, Галактика, ALFA IMS, КОМПАС MS ЭЛИТ, ПАРУС-Предприятие и др.) и некоторые MES-решения. Отметим, что в современной российской IT-среде есть PLM-решения среднего класса – T-flex, Аскон, а также существует немало нишевых решений типа Геммы, Симинтека, Нанокада, ElectriCS, BFG MRP/Simulation/APS и пр. Однако практически отсутствуют PLM-решения «тяжелого» класса типа Siemens Teamcenter, DS ENOVIA, PTC Windchill, требующиеся для создания высокотехнологичных наукоемких изделий. Поэтому для РФ сейчас важна единая платформа PLM-инструментариев для обеспечения цифровизации высокотехнологичных отраслей российского ОПК.

По бизнес-итогам-2022 в части PLM-решений хотелось бы отметить, что этот год прошел в условиях высокой турбулентности, причинами которой стали и продолжают оставаться несколько факторов:
— Внезапный уход западных разработчиков PLM-решений тяжелого класса в совокупности с высокой зависимостью российского машиностроения от этих решений.
— Техническая, организационная и понятийная неготовность разработчиков российских PLM-систем, интеграторов и заказчиков к внедрению/импортозамещению, перераспределение и реорганизация технических команд разработчиков.
— Недостаточная отлаженность механизмов господдержки в области разработки, внедрения и импортозамещения PLM-решений.
— Шквал внутренних изменений на предприятиях машиностроения: сокращение объемов собственных средств, переход на мобилизационную экономику, необходимость срочного масштабирования существующих производств и др.
В результате наблюдается масштабное переформатирование PLM-рынка, которое будет продолжаться как минимум до середины 2023 года.
Завершая, констатируем, что для дискретной индустрии в качестве единой платформы управления жизненным циклом изделий можно принять PLM-систему САРУС.PLM (РФЯЦ-ВНИИЭФ), работающую на отечественной операционной системе Astra Linux [7, 8]. В сложившихся условиях заявленные возможности САРУС.PLM имеют серьезные перспективы и востребованность в российском машиностроении.

Ссылки на источники:
https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-revolyutsiya-i-tehnologicheskiy-uklad-suschnostnye-harakteristiki-shodstva-i-otlichitelnye-cherty
http://www.vestnik.stavsu.ru/71-2010/24.pdf
https://www.tadviser.ru/a/532285
конференция «ИТ-приоритеты 2023»,
https://gcs.ru/press/publications/kiberfizicheskie-proizvodstvennye-sistemy-05122022
https://ritm-magazine.com/ru/public/kiberfizicheskie-proizvodstvennye-sistemy
https://ict-online.ru/interview/i214463/, https://spbit.ru/interview/i214463/
https://servernews.ru/1069483